Спортивный поход по Турции 2КС. Горный массив Качкар

Виктория Костина
36 min readNov 9, 2020

16–30.08.2020

Маршрут: кольцевая часть, линейная часть

Мои фото, видео от Максима, видео от Николая

Общее пройденное расстояние: 113,4 км.

Суммарно набранная высота: 8,2 тыс. м.

В отчёте использованы фото участников похода: Димы, Николая и мои :)

Минск, 16.08.2020

Первоначальные планы на август не были связаны с Турцией. Мы готовились посетить Алтай в спортивном походе с Сяржуком. Но из-за закрытия границ буквально за несколько недель до отлёта пришлось всё перекраивать.

14:30 Посадка в самолет и полет до Стамбула прошли гладко, за исключением пограничного контроля. Меня тщательно расспросили, куда и с какой целью я еду, с какой компанией. “Только девушки?” Напоследок ещё раз внимательно сверили лицо с фото и всё-таки пропустили :)

18:45 В Стамбуле нас встретил заранее заказанный микроавтобус. Но по пути к апартаментам водитель почему-то заплутал — возникла путаница с адресом, указанным в брони. Точка на карте привела к пустырю, заполненному чайками. Что ж, почему нет? :D

Небо переливалось красками заката. А мы, наконец, нашли нужное здание. Сначала лифт не хотел нас поднимать, а потом неожиданно возникла путаница со стрелками-указателями на этаже: смотри указатель и двигайся в обратном направлении.

20:00 Устроились в квартире и заняли спальные места. Стемнело — у нас осталось совсем немного времени на раздумья. Всё же решили с Максимом ехать в центр. Это 20 км, а до метро — около 2-х. Сомнительное решение, но мы уже настроились.

Проходя мимо остановки, уточнили, на чём можно добраться до центра или до станции метро. И как оплатить, не имея проездного и турецких лир? Изъяснялись по-английски, но вдруг наш собеседник заметил русскую надпись у Максима на майке и уточнил, не говорим ли мы случайно по-русски. Все вопросы быстро решились: он посадил нас в автобус за счёт своих поездок и договорился с водителем, чтобы нам сообщили об остановке у метро. Но вместо водителя нас подхватил другой мужчина и провел через охранников станции бесплатно, попутно разъясняя, как нам нужно ехать дальше.

Метро в Стамбуле, как оказалось, непростое. Пришлось немного поломать голову над системой веток. И снова благодаря местным жителям мы благополучно вышли в центре на станции Аксарай — через полтора часа с момента выхода из апартаментов. Конечно, всю дорогу сомневались, не зря ли поехали, ведь надо ещё возвращаться. Но выйдя в город, разменяв деньги и хорошенько вкусно покушав, поняли: “Нет, не зря.”

22:00 Нас захватил дух города: его атмосфера, динамика. Рассматривая мечеть Аксарай Валиде Султан недалеко от метро, встретили ребят из нашей группы: Лёшу и Олю.

Мечеть Аксарай Валиде Султан, Стамбул

Прошлись с ними до площади Султанахмед с расположенными около неё Айя-Софией и Голубой мечетью, но там растерялись (буквально).

Все мечети, встреченные нами, выглядели древними и величественными.

Мечеть Айя-София, Стамбул
Голубая мечеть, Стамбул

Айя-София теперь действующая мечеть и оказалось, что в неё можно попасть и в 11 вечера — доступ открыт для всех. Правда, для этого мне пришлось купить одноразовую косынку за 5 лир.

То, что мы увидели внутри, нас поразило. И очень сложно описать, что именно. Прямо со входа встречает мрамор разных пород, выстраиваясь в рисунок на стенах и потолке. А когда, разувшись, вошли в саму мечеть, взгляд не смог охватить всё сразу. Возможно, сыграла роль игра грамотно выставленного света. Первым делом бросились в глаза полотна с арабской вязью и расписные потолки — высоченные и впечатляющие. И люди: как туристы, так и молящиеся. Но постепенно глаз выхватывал из поля зрения более мелкие детали, не менее красивые и интересные: мраморная скульптура, аркада, капители из треугольников, небольшой проход к старой, вероятно нетронутой, византийской части зала. Храм давно не реставрировался, но это не мешает ему покорять своим масштабом и величием.

Нагулявшись, пошли искать подходящее такси. С таксистом ещё долго обсуждали, куда ехать, так как конкретного адреса не было — только точка на карте. В итоге приехали примерно за полчаса и взяли с нас за эти 20 км 80 лир (около 11$).

Спалось плохо. В районе 3-х часов утра проснулись от звонка в домофон, а после 5-ти — от мусульманского молебна, транслирующегося из мечети на всю округу. Закрыли окно — стала просыпаться от духоты. А тут и подъём скоро.

Стамбул, 17.08.2020

06:15 Пора собираться в аэропорт. Сегодня нам предстоит трансфер в горы — в национальный парк Качкар.

Собрались оперативно. В окнах сиял тёплый рассвет, а с террасного балкона наших апартаментов открывался вид на окружающие строящиеся районы.

07:00 На парковке нас ожидал вчерашний водитель. Обратный путь прошёл с ним быстро и без проблем.

Стамбульский аэропорт показался мне огромным. Светлый и сверкающий. Особая прелесть — это форма потолков.

09:45 Самолёт начинает руление. По сравнению с белорусскими авиалиниями уровень турецких кажется выше: удобные сидения, интерактивные планшеты, на которых транслируется вся техника безопасности; интерьер салона. Только места между рядами маловато.

11:30 Аэропорт Трабзона оказался значительно меньше Стамбульского, что и понятно. Некоторое время мы ещё ждали наш микроавтобус, чтобы отправиться в дальнейший путь — в горы.

Долгое время ехали вдоль побережья, проезжая по приморским городам. В одном из них заскочили в пекарню, чтобы взять свежего хлеба.

Когда наконец свернули, пейзажи сильно изменились. Рельеф набирает высоту практически сразу от моря, поэтому весь дальнейший путь нас окружали красивейшие склоны с чайными плантациями, лесами, гостиницами и ресторанами. Мы двигались в ущелье реки Фиртина, через которую переброшено множество живописнейших арочных мостов. Жаль, что ни на одном из них не остановились. Зато остановились на обед в местном кафе у одной из туристических точек с рафтами.

Река Фиртина, Турция

Место у кафе приятное: длинная деревянная терраса, крытая двускатной крышей — прямо на берегу широкой горной реки. Нам предоставили меню, но было сложно из него что-то выбрать, хоть и имелись картинки. В итоге мы приняли менемен и мухламу за супы, а это оказались блюда для завтрака — но определённо одни из самых популярных традиционных блюд Турции. Я выбрала мухламу, салат и жареную рыбу (балык). Мухлама (куймак) представляет собой кашу из кукурузной крупы и сыра, вываренную в воде и масле. Жирновато, но мне в тот момент уже очень хотелось кушать :)

От кафе нам нужно было проехать около 20 км по дороге вверх по красивейшим местам с водопадами, скалистыми стенами разных пород, дремучими лесами и запутавшимися в еловых верхушках облаками.

Когда нам оставалось около 6 км, асфальт закончился. Дальше шёл грунтовый серпантин: с ухабами, разлившимися на дороге ручьями и крутыми подъёмами. Наш микроавтобус однозначно не предназначался для езды по таким дорогам. Эти километры мы продвигались очень медленно, аккуратно проезжая все ямы. Где-то даже пришлось выйти, чтобы облегчить машину. Было беспокойно и за нас при подъёме, и за водителя, так как на спуске такой серпантин — весь в тумане — выглядит ещё страшнее.

17:00 К счастью, до финишной точки добрались без приключений. Нас высадили в деревне Юкари Каврун— туристическом месте, откуда стартуют некоторые группы на вершину Качкар. Какое-то время потратили на перебор запасов, чтобы в одном из кафе оставить заброску — мы вернёмся сюда через несколько дней.

В деревне Юкари Каврун

17:30 Нам нужно было выйти из деревни, чтобы разбить лагерь, но в самом начале пути запутались в обилии дорог и троп, не отображённых на картах. Местные хотели помочь (особенно, когда выбранные нами тропы приводили к их домам) и показывали направление движения. Немного поплутав между домами этой горной деревушки, вышли, наконец, за её пределы. Коровы провожали нас мычанием.

Много коров. Много влаги. Много камней на пологих склонах. А между камнями — ручьи. А между ручьями — травы и цветы. А вдоль дороги — река Каврун.

С третьей попытки мы таки выбрали место для стоянки. Правда, оно оказалось на островке и для того, чтобы туда попасть, мне и Оле пришлось ещё поискать, где перешагнуть речной рукав, чтобы не промочить обувь до нитки в первый же вечер. Парни довольно быстро справились с задачей, а мы ходили туда-сюда вдоль воды, не зная куда приткнуться.

Площадка оказалась действительно удобной: полностью ровная и достаточная для большого количества палаток. За ужином мы, по обыкновению, вкратце рассказали о себе, о своих целях и надеждах на поход.

Иногда казалось, что облако рассеивается, но потом оно сгущалось с большей силой. А в темноте нас уже окутал очень плотный и влажный туман. Но несмотря на холодный вечер, ночь была тёплая и с дороги спалось хорошо.

Пройденная дистанция: 2,1 км. Суммарный набор высоты: 125 м. Суммарный спуск: 60 м.

Стоянка у деревни Юкари Каврун, река Каврун (2342 м), 18.08.2020

06:00 Нас разбудили дежурные — время завтракать и собираться в путь. Наша цель на сегодня: пройти два перевала и спуститься в долину реки Дупедузу.

07:00 Когда мы проходили над деревней, к нам подбежали три крупные пастушьи собаки. Они немного попрыгали рядом и ускакали по своим собачьим делам.

Склон травянистый. Нас вела чёткая тропа, припорошенная камнями. Внизу была видна деревня, а над ней — облачное покрывало.

Вышли из теневого участка и глаза ослепило блеском росы.

До первого перевала Чеймакчюр (н/к, 2910) дошли легко и быстро. Только немного поплутали в рододендроне.

Тропа пролегала мимо горного озера с обилием цветов: в том числе и невиданными мною ранее жёлтыми крокусами.

Перевал Чеймакчюр (н/к, 2910)

Дальше предстоял небольшой спуск и подъём на второй перевал — Налетлеме (н/к, 3220 м). Вот тут мне стало страшновато: ещё до команды Сяржука надеваю каску. Спуск крутоват и проходит по крупной скальной осыпи.

А подъём наверх наоборот плавный. Тропа виляет между камнями. В местах, где пересекает осыпь, также исхожена — камни стерты. Кое-где проглядывают травы и оранжевые маки.

Подъём на перевал Налетлеме

Со второго перевала открылся вид на море за линией облаков. И много-много сыпухи.

Виды с перевала Налетлеме ( н/к, 3220 м)

Спуск вниз здесь проще, хоть и продолжается осыпь. Дойдя до истока реки, нашли ровную каменистую площадку у воды и остановились на обед.

Погода была солнечная и тёплая, но во время обеда наплыли облака, в том числе и дождевые. Стало ветреннее.

Пообедали и продолжили спуск. Осыпь к тому времени почти закончилась, снова пошли травянистые склоны, появились цветы. Тропа внизу всё ещё была каменистая, но уже намного комфортнее.

Во время спуска где-то за хребтом загремело. И это был не привычный мне гром, а волнообразный раскат, будто где-то сошла огромная лавина. Словила себя на том, что стала спускаться быстрее :)

Мы вышли на ровную тропу. Нам осталось только спуститься к реке, чтобы разбить лагерь. Местность открытая, с минимальным вкраплением валунов. В грунте множество нор.

Дождь начинал накрапывать, но туча шла от нас. Раскаты, к счастью, тоже. Мы не сразу нашли тропу вниз. И она оказалась достаточно заросшей, чтобы проще было спускаться вне её.

С площадкой определились быстро. На карте здесь отмечен кемпинг Дупедузу, поэтому на стоянке мы даже нашли краник и заброшенный, но пригодный туалет. Расставили палатки, разложили вещи — и каждый занялся своими делами.

Тепло. Даже появилась надежда, что из-за облаков выглянет солнце. Но внезапно из-за скалистого гребня со стороны моря стала появляться тяжёлая мрачная туча. К тому моменту, как наш лагерь накрыло дождём, мы как раз успели спрятать в палатку вещи. А ещё через несколько минут раздался раскатистый грохот.

Погремев некоторое время, туча прошла. Над остриями горного цирка показалось солнце и минут десять прогревало палатки. Дежурные выбрались готовить ужин.

Закат не видели из-за гор, но вечерний пейзаж всё равно выглядел потрясающе.

Пройденная дистанция: 10,4 км. Суммарный набор высоты: 1030 м. Суммарный спуск: 650 м.

В палатке никак не могла уснуть. При любой смене положения голова начинала раскалываться. Стало знобить. Сначала натянула термомайку, а покрутившись некоторое время — ещё и штаны. Вдобавок проглотила таблетку анальгина. Теперь тепло и голова прошла, но заснуть всё равно не удаётся. Сверкают молнии, идёт грозовая тучка. И какая-то живность шебуршит прямо под ухом.

Проснулась от громовых раскатов прямо над нами. Казалось, молния ударила совсем близко. Заснула только когда и эта туча прошла мимо. Неспокойная ночь.

Кемпинг в долине реки Дупедузу (2728 м), 19.08.2020

05:30 Кухня была расположена прямо у нашей палатки, поэтому проснулись мы практически вместе с дежурными. Утро ясное.

07:00 Долго шли вниз по тропе вдоль реки. Тропа травянистая, местами с осыпью. Грело солнце, глаз радовался окружающим видам и цветам. Дойдя до зарослей малины, остановились передохнуть :)

В какой-то момент Сяржук предложил подниматься к перевалу прямо отсюда, так как на запланированном подъёме тропы на самом деле может и не быть. Склон выглядел травянистым и безопасным, хоть и достаточно крутым. Казалось, что идти недолго.

Остановились передохнуть, когда мне показалось, что осталось совсем немного до верха. Но оказалось, что перевал на 400 метров выше :)

Сяржук — гид и основатель PAHOD.BY

По пути у нас было ещё несколько остановок — в этот раз на более крутых участках. А самый последний раз стояли практически на скалах.

Мне показалось, что оттуда можно удобно пройти траверсом вдоль гребня и выйти к перевалу Каргеке (н/к, 3045). Но вместо этого мы пробирались между скал и валунов прямо наверх. Мой мозг не давал спокойно подниматься: казалось, мы тратили больше сил и времени, чтобы взять перевал в этом месте, хотя, возможно, за такое же время могли бы пойти более простым путём.

Когда мы таки вышли на хребет над нами, оказалось, что спуск здесь хоть и есть, но выглядит не очень безопасно и достаточно вертикально. Тем не менее мы направились туда, вместо того, чтобы пройти по хребту дальше к более пологому склону.

Вид с хребта перевала Каргеке (н/к, 3045)

На спуске я пошла последней, так как уже начинала нервничать. Напряжение нарасло, когда увидела, что и Оле психологически тяжело спуститься чуть ниже по склону. В конце концов Сяржук предложил нам с Максимом пойти дальше по хребту и выбрать более удобное место. С нами пошли Дима с Артёмом, стоявшие выше. Те, кто уже успели спуститься: Сяржук с Николаем и Оля с Лёшей — остались на этом склоне.

Мы немного прошлись по травянистому хребту, пока не увидели подходящий участок. Он был усеян мелкой сыпухой и покрыт мягкой землёй. Спускаться по нему оказалось для меня сплошным удовольствием, несмотря на то, что он тоже был крутоват, а местами выглядывали опасные скальные породы.

Мы быстро скинули несколько сотен метров и подошли к озерцу, у которого было решено остановиться на обед. В это время вторая половина группы ещё спускалась и ближайшие к нам ребята двигались по крупной осыпи.

В озере кипела жизнь: плавали головастики, а при моём подходе уж сиганул из воды в траву.

Небо затянуло облаками, стал накрапывать мелкий дождь, но быстро закончился.

Отдохнув и подкрепившись, мы двинулись дальше, спускаясь в ущелье Булут. Не всегда шла строго за группой. Там было много камней и кое-где неудобные по крутизне спуски, поэтому мой выбор падал на травянистые участки, которые в итоге выводили на тропы.

15:00 Так мы, двигаясь вдоль ручья с одной остановкой, прошли почти к истокам реки Замеван, откуда завтра должны будем свернуть к перевалу. Там и остановились.

После обеда и до самого вечера жарило солнце, пока не скрылось за хребтом. Погода и время позволили помыться и привести себя в порядок. Мы с Максимом вызвались дежурить в этот раз. С ужином справились легко, сварили компот из малины, собранной Лёшей и Олей. И медленно разбрелись по палаткам — завтра ранний подъём.

Пройденная дистанция: 9,5 км. Суммарный набор высоты: 660 м. Суммарный спуск: 1140 м.

Стоянка у реки Булут (2360 м), 20.08.2020

04:00 Ещё темно. Небо ясное, звездное. Встали на час раньше назначенного времени завтрака, чтобы успеть раскачаться и приготовить. Пока что это самая тёплая стоянка, хоть утром в горах всё равно приходится утепляться.

06:30 Стартовали и сразу же свернули в ущелье Кючюк Булут, чтобы подняться к перевалу Лаз (в классификаторе ФСТР — Лале; 1Б, 3258).

Начало дороги многообещающее. Несложная тропа виляет среди травы и камней, подъём постепенный. Чем выше, тем чаще появляются средние и крупные осыпи.

Непосредственно у подножия перевала крутизна нарастает, трава исчезает. В цирке перевала Либлер двигались исключительно по камням.

Последние метров 10 до перевала Лаз оказались морально самыми сложными, так как участок был достаточно крутой, а при обходе жандарма, взбираясь по практически гладкой поверхности камня, боялась соскользнуть и потерять равновесие.

Зато наверху среди скал и щебня нас встретила россыпь ромашек :)

Перевал Лаз (1Б, 3258)

Нашли в туре записку 2018-го года от украинского турклуба “Крокус”, заменили своей. Сфотографировались и направились вниз, чтобы не сидеть долго на ветру и быстрее пообедать.

Верхняя часть склона была тоже крутая, но поверхность преимущественно сыпучая, мягкая — можно было делать ступени ногами. Спускались плотной цепочкой. Сяржук прокладывал путь, по возможности обходя каменистые участки.

Психологически мне этот участок дался проще, чем следующий — более пологий, однако весь в средней и крупной осыпи с подвижными камнями. Чувствовала себя очень неустойчиво и снова намеренно пропустила группу вперёд, чтобы не нервничать от шагов сзади.

Камни под ногами шатались, палки то и дело соскальзывали. В конце концов, после длительного спуска в стороне показалась тропа, ведущая по склону вниз. Прошлись по толстому слою плотного снега — чуть не поехала на нём с непривычки.

Тропа привела нас к небольшой площадке с лужицей, возле которой и остановились на обед.

Солнце палило неимоверно. Мы готовили обед и почти всё время находились на солнцепёке. Это повлияло на ощущение общей усталости организма в дальнейшем.

Ещё с перевала можно было увидеть палатки далеко внизу — в долине. А когда мы засобирались в дальнейший путь, жильцы этих палаток поднялись к нам. Ими оказались мужчины-турки. Пообщавшись с нами, они стали в круг и начали петь и танцевать под тулум — турецкий аналог волынки.

Мне удалось узнать, что в Турции распространён хороводный танец— халай. Он отличается в разных регионах. К какому региону относится то, что увидели мы, к сожалению, так и не поняла.

Дальнейший путь вниз уже не был таким сложным. Сначала мы спускались вдоль ручья, пока тропа не ушла в сторону — на склон.

Не доходя до деревени Авусор, подошли к кемпингу. Там пополнили запасы закончившейся соли и выпили айран.

Отсюда нам осталось только подняться на 300 метров вверх — к горному озеру Авусор. Однако мне этот подъём внезапно дался сложновато: солнце по-прежнему пекло в голову, а рюкзак как будто стал ещё тяжелее.

К озеру вела хорошая натоптанная тропа. По пути и на самом озере нам встречались туристы. Кто-то подходил позже, когда мы уже раскинули лагерь. Они смотрели, фотографировались и по той же тропе возвращались к деревне и кемпингу.

Озеро очень красивое, отливает бирюзой на свету. Прогулялись с Максимом вдоль его извивающегося берега.

Площадка у озера влажная и каменистая, но удалось найти несколько сухих ровных мест под наши три палатки. В принципе, если отойти дальше от воды, то удобных площадок больше.

Солнце долго ещё светило, хоть уже и не грело, опускаясь всё ниже к горизонту. Закат у озера виден намного лучше, чем на всех предыдущих стоянках.

Пройденная дистанция: 12 км. Суммарный набор высоты: 1220 м. Суммарный спуск: 930 м.

Стоянка у озера Авусор (2673 м), 21.08.2020

06:00 Облака над нами и под нами: внизу накрыли деревню, сверху запутались в острых скальных вершинах. Солнце постепенно выглядывает из-за хребта.

По маршруту должны были идти на непростой перевал, где на карте проходила тропа. Но на деле он был слишком крут и сыпуч. Поэтому сделали крюк через невысокую седловину — перевал Тарджан (н/к, 2700). Шли траверсом по несложному склону хребта: трава, рододендрон, черника. Поднялись быстро, без остановок.

Отдохнув, начали спуск прямо в облако.

Облака затянули всю долину. Склон с этой стороны оказался круче и холоднее. Ребята то и дело поскальзывались на мокрой траве или корнях рододендрона. Но в целом для меня этот спуск оказался намного проще вчерашней осыпи. Хоть он и занял порядка двух часов.

У ручья появились камни и Сяржук дал команду надеть каски. В этом месте уклон был сильнее. Ниже склон стал более пологим, что позволило спускаться значительно быстрее.

В конце концов мы вышли на грунтовый серпантин. Дорога спускалась вниз, где мы планировали взять машину, чтобы вернуться в деревню Юкари Каврун.

Виды с дороги были шикарные! Сначала рассеялся туман и можно было наблюдать, как облака плывут между темных елей.

Потом мы спустились к самим елям, но вид дороги стал не менее зачаровывающим. Пошли крупные кусты рододендрона, ежевики и малины, высокие цветы и растения с огромными листьями — почти как в джунглях.

Когда спустились к реке, она тоже впечатлила своими живописными порогами, рыжими камнями и прозрачной бирюзовой водой.

В конце концов дошли и до туристической базы, где Сяржук договорился насчёт трансфера к деревне Юкари Каврун, чтобы начать второй отрезок маршрута — линейный. А пока мы ждали, я познакомилась с чудесным псом :)

В салоне маршрутки, кроме нас, было ещё несколько турков. Водитель ехал намного увереннее того, с кем мы приехали в парк, отчего путь показался быстрее и уже не таким страшным.

Завершён кольцевой участок пути.

Пройденная дистанция: 9,4 км (+6 км автопереезд). Суммарный набор высоты: 180 м. Суммарный спуск: 1150 м.

В Юкари Каврун зашли в кафе пообедать и раскинуть оставленную заброску. Как и при первом нашем посещении, деревня была затянута облаками.

В общем-то и дальнейшие пейзажи мало отличались от первого дня. Нам требовалось подняться к озеру Мековит — подъём от деревни составлял около 500 м.

В какой-то момент уперлись в закрытую калитку. Отсюда начался участок тропы вдоль реки с довольно большим уклоном.

Дорога на Качкар вся размечена красными стрелками. Недалеко от места стоянки пришлось переходить реку по камням, а затем снова подъём. Где-то в облаках мычали быки.

К озеру подошли сверху и… не увидели его. Посмеялись и прошлись чуть дальше, чтобы стать у ручья. И как раз вовремя — начал моросить дождь. Позже выяснилось, что озеро всё-таки есть, но за склоном и туманом мы его не увидели.

Когда туман чуть рассеялся, дежурные приготовили ужин. Но как только все завершили свои дела и разошлись по палаткам, повалил дождь. А ещё через некоторое время замигали молнии, послышался гром вдали.

Пройденная дистанция: 4,8 км. Суммарный набор высоты: 570 м. Суммарный спуск: 40 м.

Стоянка над озером Мековит (2814 м), 22.08.2020

05:30 Облака то рассеиваются, то снова наплывают на наш лагерь, скрывая всё вокруг.

07:00 Стартовали и почти сразу вышли на осыпь с подвижными живыми камнями. По ней нам предстоит около 700 метров набора до перевала Капи (1Б, 3520).

Склон становится крутым и небезопасным, катятся камни. Один и участников подвернул ногу.

Тропа в этом месте маркирована турами. Временами на средней осыпи её ещё можно прочесть, но на крупных камнях она теряется.

По маршруту прорисованы стрелки, но и они кое-где теряются вместе с тропой. Поэтому временами шли по пути наименьшего сопротивления и только у самого перевала вышли на твёрдую, но скользкую от влаги тропу с большим уклоном.

Весь подъём на перевал занял больше 3-х часов. Мои ноги, несмотря на уже пройденный путь, не были готовы к такой нагрузке — икры жгло как огнём.

Наверху мы почти всё время находились в мокром тумане.

На перевале Капи (1Б, 3520)

На перевале нашли записку того же украинского турклуба “Крокус”, но на этот раз датирована она 2014-м годом. Отдохнули, оставили свою и под мелким мокрым снегом пошли вниз.

Спуск казалася проще и безопаснее, чем с прошлого категорийного перевала. Была такая же сыпуха, но склон более пологий, а камни мельче и как будто не так подвижны. Хотя мысли вроде “когда же эта сыпуха наконец закончится?” всё равно появлялись. И поскользнулась почти на ровном месте, где шла слишком расслаблено — ушибла руку.

Обрадовалась, когда наконец вышли к травянистым склонам. Но они снова прерывались осыпью, а для спуска был выбран путь по правой стороне каньона — с небольшими скальными участками. Там хоть и можно было спускаться по ступенькам, но от их размещения и уклона замирало сердце.

Анализируя путь, где могла, обходила по траве опасные на мой взгляд места. Но в целом группа шла плотно, друг за другом.

Спустившись к истоку реки Буюк, остановились на обед. Солнце показалось на несколько минут, но потом снова скрылось за облаками.

По ущелью вдоль реки шла тропа в сторону озера Дениз, куда мы и направлялись. А выше по течению разместился сезонный кемпинг Дилбердузу— базовый лагерь для радиальных восхождений на гору Качкар. В результате из-за погоды и с учётом непростого прохождения перевала было принято решение остаться на ночёвку на территории лагеря. Для нас, как автономных туристов, это было бесплатно.

Мы немного пообщались с девушкой, которая там работала. Оказалось, она из Украины. Она рассказала, что восхождение на Качкар отсюда займёт примерно часов 6, а идти до озера Дениз, где мы изначально планировали остановиться — часа 2. Погоду на следующий день обещали не очень хорошую для восхождения: на вершине -6°С, возможно дожди. Но несмотря на то, что восхождение было по желанию, я всё равно настроила себя на завтрашний подъём.

Пройденная дистанция: 8,2 км. Суммарный набор высоты: 870 м. Суммарный спуск: 830 м.

Кемпинг Дилбердузу (2882 м), 23.08.2020

05:00 С ночи лил дождь. В лагере было настолько тихо, что я не была до конца уверена, проснулись ли дежурные.

05:30 Выходить не хотелось, но я собрала силу воли в кулак и настроилась идти покорять Качкар. Однако, пока завтракали, выяснилось, что на гору не идём из-за погоды — за ночь вершины покрыло снегом, изменились условия. Поэтому сейчас просто ждём. Чего ждём и как долго, этого я в тот момент так до конца и не поняла.

Просто валялись в палатках. Я почти дочитала начатую в предыдущий вечер книгу Шатаева “Категория трудности”. Думаю, эта книга повлияла на мои страхи и моральный дух в дальнейшем. Я стала проще воспринимать прохождение “опасных” участков.

Кемпинг Дилбердузу (2882)

12:00 Дежурные вышли готовить обед. Как раз вовремя — мы уже начали подъедать свои личные запасы :)

Наша новая знакомая из базового лагеря угостила нас хлебом, рыбными консервами и рисом. Рассказывала, что тут водятся медведи и как найти не указанное на карте озеро, если забраться в ращелину скалы. Эх, знали бы мы об этом раньше, не сидели бы с Максимом полдня в палатке.

Пообедав, собрали вещи и выдвинулись дальше по маршруту: за озера Дениз и Атсиз, минуя Качкар — в ущелье Давали.

Подъём к озёрам начался по набитой каменистой тропе прямо от лагеря, и икры ног зажгло почти сразу. Не могла понять, что делаю не так: пыталась ступать иначе, но лучше не становилось.

Однако как только началась осыпь, припорошенная липким снегом, болей в ногах как не бывало.

Мы поднимались всё выше и выше по скользким камням, а глаз наслаждался этими снежными шапочками.

До озера Дениз дошли примерно за полтора часа. К озеру Атсиз нам нужно было перейти небольшой перевал — Атсиз северный (н/к, 3430) — и там нас чуть не сдуло ветром. Даже тур нашли, но в этот раз без записки.

Вид с перевала открывался шикарный: на озеро, заснеженные пики, многослойные облака и синее небо. Облака, к слову, двигались с нещадной скоростью.

Виды с перевала Атсиз северный (н/к, 3430)

Дальше был пологий спуск. Камни покрыты хорошим слоем снега, который легко трамбуется под ногами. Шлось по нему весело и быстро. Я была в восторге от этого пути.

За перевалом ветер был слабее, но с сильными порывами. Настолько сильными, что иной раз мне приходилось пережидать, чтобы сделать шаг, так как они буквально сбивали с ног, стоило хоть на секунду уменьшить количество точек опоры.

Когда мы вышли за снеговую линию, там был просто травянистый склон с камнями. Случайно спугнули стадо коров — и пастухи встрепенулись, побежали собирать их по склону и спускать вниз. Я поражалась их уверенности и ловкости среди этих камней.

По пологому склону они спустились гораздо быстрее нас, но на крутом участке у самой реки Давали мы, уже сидя внизу, ещё долго наблюдали вереницу коров. И я заметила, насколько по-разному воспринимается масштаб. Склон с коровами и без коров — это два совершенно разных восприятия рельефа.

Крутой склон мне зашёл также быстро и весело, несмотря на ноющие ноги и выскакивающие из под-ног мелкие камни. Вид оттуда открывался чудесный. Выглянувшее солнце освещало часть долины и реку, черные склоны отливали зеленью на выступах складок, а небо менялось каждую секунду.

Нам повезло, что облака немного рассеялись за время нашего перехода, но при этом они всё равно двигались со скоростью машин на автобане. Как только мы спустились к реке, солнце спряталось. Остался только мощный, сбивающий с ног ветер и усиливающаяся морось.

Для удобного ночлега пришлось снова бродить реку. Очень не хотелось разуваться, но, повесив ботинки на шею и сжав зубы, ступила в ледяную воду.

Ужин получился поздний и мокрый. Вопреки обыкновению, чай заваривали только один раз, ибо темно и холодно. Да, к слову: была наша очередь дежурить :)

Пройденная дистанция: 6,6 км. Суммарный набор высоты: 630 м. Суммарный спуск: 980 м.

Стоянка в долине реки Давали (2540 м), 24.08.2020

4:45 До подъема 15 минут. Прячу нос обратно в спальник — снаружи холодно.

5:00 Противная трель будильника вытягивает из полноценного сна. Ощущение, что прошел уже час, а не 15 минут. Слышу, что Максим тоже не торопится вставать. Собираемся наружу очень вяло. К счастью, готовить нам сегодня быструю овсянку, а не рис или булгур.

Температура на улице около 0°С, если не ниже. Тонкий слой воды превращался в тонкий слой льда за считанные минуты. Зато открывался симпатичный вид на рассветные горы.

После завтрака выдвинулись вверх по долине и быстро вышли на солнце. Идти очень тепло, но на стоянке чувствовался холодный воздух и ледяной ветер.

Мы равномерно поднимлись по пологому травянистому склону. Перед перевалом свернули к озеру Донер — самому большому озеру Понтийских гор. На самом деле оно достаточно маленькое, но очень красивое. На этой высоте уже лежали шапочки мокрого снега, в водной глади отражался подснеженный цирк и травянистые лужайки, а сквозь прозрачную воду виднелись большие камни, устилающие дно.

Утро было ясное, солнечное, но к этому времени небо постепенно затянуло облаками, что прекрасно дополнило пейзаж. Мы вдоволь нафотографировались и пошли к перевалу Ходакур (н/к, 3165) — нас разделяло 100 метров высоты.

Тропа к перевалу ведёт траверсом по средней и крупной осыпи, присыпанной снегом.

Поднялись быстро. Ветер здесь самый мощный и холодный, как обычно. Были туры, но без записок — оставили свою.

Перевал Ходакур (н/к, 3165)

Спуск прошёл без приключений. Вниз нас вела чёткая тропа, и я наслаждалась этими травянисто-каменистыми склонами. По следам на снегу было видно, что сегодня тут уже кто-то прошёл — человека 2–3.

Ниже встретили группу украинских туристов. Они шли нам навстречу.

Вдоль реки прошли по несложному пологому склону с высокой травой, цветами, черникой. Было очень красиво и приятно идти. Река то и дело срывалась небольшими водопадами.

Ещё ниже, где был удобный подход к воде, остановились на обед. Пригревало солнце. Но как только его скрывало очередное одиночное облако, поднимался ветер и приходилось натягивать куртку.

После обеда спустились ещё ниже — в долину реки Элевит. Там оказалось болотце — склоны были затоплены ручьями. Идти было не очень удобно: то кочки, то камни, то высокая трава. Зато очень красиво.

Подошли к сложенному из камней мосту в направлении перевала Кале, где стали искать поляну для стоянки. Пришлось потратить много времени, чтобы найти относительно ровные незатопленные площадки чуть ниже по склону.

И снова как только мы поставили лагерь, нас окружили спустившиеся в долину облака. Из-за облаков и солнца за ними создавалась потрясающая иллюзия. С одной стороны казалось, что чуть выше ничего, кроме неба, нет, хоть там продолжалась долина. С другой — облака будто светились. С третьей стороны проглядывали освещённые солнцем вершины. А с четвёртой — надвигалась тёмная синяя туча.

Пройденная дистанция: 12 км. Суммарный набор высоты: 710 м. Суммарный спуск: 760 м.

Стоянка в долине реки Элевит (2490 м), 25.08.2020

05:30 Чувствую себя выспавшейся. Но вставать не хочется, до подъёма ещё полчаса. Дежурные уже готовят завтрак.

06:00 Солнце постепенно освещает соседний склон. К концу сборов наша поляна оказывается полностью освещена.

07:30 Переходим реку по своеобразному мостику из камней и поднимаемся к перевалу Кале (н/к, 2908).

08:30 Набрали около 400 метров буквально за час, не останавливаясь на отдых. Путь был несложный, хоть большую часть времени не было тропы. Неудобство доставляла жара, не ожидаемая в столь раннее время дня.

Перевал указан как 1А, а тур для записки мы не нашли, поэтому сделали свой :)

Перевал Кале (н/к, 2908)

Спускались долго. Сначала по траве до безымянных озер, потом по осыпи. А внизу звонко переливались колокольчики чёрно-белого стада.

Дальше тропа спустилась по достаточно крутому осыпному склону прямо в долину. Долина, как и предыдущая — заросла травой и местами заболочена.

Мы вышли к деревне Башияйла. Местные жители проявляли к нам живой интерес: здоровались, уточняли откуда мы. С придомовых лужаек удивлённо смотрели рыжие телята с большими влажными глазами.

От деревни дальше вниз вела дорога. На крутоватом склоне тропа срезала участок серпантина. Туда мы и направились. Как ни крути, спускаться по тропе быстрее и приятнее, чем по виляющей грунтовке.

12:00 Перешагивая ручьи, прорезающие травянистый склон, мы дошли до деревни Калекёй. Деревня крупнее предыдущей. Местные загружали стог сена на машину и попросили нас сфотографироваться, а мы, пользуясь случаем, уточнили про кафе. Оказалось, что одна из присутствующих здесь женщин и держит кафе. Вместе с сыном она завела нас в конец деревни — как раз в направлении нашего дальнейшего движения.

Меню не очень разнообразно: чечевичный суп (чорба), мухлама, салат и жареная рыба (балык). Мясо здесь не подают. С каждого вышло по 100 лир — в два раза больше, чем за такой же обед в Юкари Каврун.

14:00 Очень жарко. Хотя в тени на ветру через некоторое время становится холодно. И всё же в такую погоду меньше всего хочется куда-то идти. Надеялась в этот день помыться и постираться, однако нам ещё предстоит путь к перевалу Сулак, у подножия которого мы и остановимся.

После сытного обеда и отдыха в жару идти непросто. По грунтовой дороге ребята рванули вперёд, а мы с Максимом шли в свободном темпе, болтая о том о сём.

Вскоре дорога превратилась в тропу, провела нас по небольшому дощатому мостику и дальше по долине выше и выше. Снова трава, разноразмерные камни, ручьи.

Медленный, но верный набор до тех пор, пока вместе с рекой не повернули за склон. Там сделали последнюю передышку перед финальным рывком — по более вертикальным склонам поднялись к системе озер Татус и Сулак.

17:00 Сяржук пошёл искать площадку для лагеря. Проанализировав обстановку, решила воспользоваться этими минутами отдыха, чтобы искупаться, пока организм не остыл, а солнце ещё греет. Это оказалось весьма удачным решением, так как место стоянки было в уже образовавшейся от цирка тени возле озера Сулак— прямо под перевалом. После воды стала чувствовать себя намного лучше, появились силы и энергия на все остальные дела: в частности, устроила большую стирку.

Ужинали и болтали с ребятами, пока не стемнело. Небо ясное, звёздное. Из-за скалы ярким рогом выглянул месяц. Настроение вечера очень душевное.

Пройденная дистанция: 15,7 км. Суммарный набор высоты: 1200 м. Суммарный спуск: 770 м.

Стоянка у озера Сулак (2942 м) у подножия перевала Сулак (н/к, 3070), 26.08.2020

06:00 Снова просыпаюсь до будильника и ленюсь вставать. Сяржук с вечера предупредил, что утром будет морозно, поэтому спать укладывалась в термобелье и флиске — проще выбираться из спальника утром :)

Место стоянки очень красивое: несколько озёр соединяются друг с другом на разных высотах, а между ними — зелёные холмики.

08:00 Быстро набрали 100 метров до перевала Сулак и по тропе спустились вниз.

Перевал Сулак (н/к, 3070)

Было принято решение сегодня взять ещё один перевал — Чименлилиман (н/к — 1А, 3170) — последний на нашем маршруте. Чтобы не спускаться вниз в долину и снова подниматься наверх, решили пройти другим путём, траверсируя склоны.

Зелёная трава чередовалась с осыпью. На пути вырастали огромные валуны.

Тропа читалась плохо, хоть иногда и попадались туры. Путь местами небезопасный, но очень интересный. Я так наловчилась скакать по камням, что ускакала в другую от группы сторону в надежде найти более простой путь — пришлось возвращаться.

Временами наш путь пролегал мимо небольших озер. Возле одного такого в форме буквы “Н” мы встретили двух турков. Они искренне радовались нам, фотографировались с нами и показывали видео, на котором запечатлели встреченных ими медведей.

После непростых подъёмов и спусков дошли до системы озер Капили. Впервые мы их увидели с площадки сверху и вид оттуда был очень красив.

Перед спуском немного отдохнули и сфотографировались, но мне хотелось побыстрее спуститься, так как там был запланирован обед и полноценный отдых. Поэтому как только Сяржук дал отмашку идти дальше, я кинулась по крутому травянистому склону вниз.

Во время обеда были перекроены планы и вместо перевала Чименлилиман запланировали маршрут через перевал Хемсин (н/к, 3160), который был виден прямо с озер. При этом мы должны потом взять ещё один перевал, на 100 метров выше долины, чтобы вернуться на исходный трек и спуститься в деревню Башкёй.

Озера Капили, вид на перевал Хемсин (н/к, 3160)

Однако выбранный путь к перевалу мне снова показался странным. Казалось, был вариант более удобного обхода озера. Особенно когда пришлось взбираться по камням и отвесным склонам отрога.

Время от времени проявлялась тропа, но она как будто всё время заводила в тупик. Прошли несколько осыпей, взобрались по очень крутому склону (проще было ползком), насладились видом на озёра с другого ракурса и, наконец, вышли-таки на перевал.

Вид на озера Капили

С перевала открылся вид на пологий спуск и озерцо внизу.

Перевал Хемсин (н/к, 3160)

Мы быстро спустились вниз, обошли озеро по подболоченному берегу, пересекли поляну жёлтых крокусов и стали ниже по течению ручья.

Сзади наплывали облака, но солнце стояло высоко и всё ещё припекало. Порывы ветра иногда облегчали нам путь.

Пройденная дистанция: 9,9 км. Суммарный набор высоты: 790 м. Суммарный спуск: 720 м.

Стоянка под перевалом Библоз (3040 м), 27.08.2020

07:00 Небо ясное, но утро холодное. Настолько, что под Лёшиной шапкой обнаружилась мышка — видимо, залезла погреться.

08:30 До перевала Библоз (1А, 3170) набор высоты небольшой, но дался мне почему-то не очень просто. Однако всё равно быстро.

Отдыхали наверху и смотрели на предстоящий нам спуск, как вдруг заметили далеко внизу черное пятно, перемещающееся по камням. К сожалению, никому из нас не удалось запечатлеть его на фото. Предположения у всех были разные: не только о том, что это был за зверь, но и о его размерах. Я продолжаю склоняться к тому, что мы видели небольшого медведя, так как пятно было слишком далеко от нас, чтобы оказаться кем-то меньшим.

Перевал Библоз (1А, 3170)

Спуск с перевала начался по крутой мелкой сыпухе, а продолжился по крупной осыпи.

Это был достаточно длинный участок, и группа в результате растянулась из-за разного темпа. Поэтому где-то на полпути остановились подождать всех.

Дальше склон был более пологим: с камней мы вышли на траву, а потом и вовсе на дорогу, которая привела нас в деревню Башкёй.

В деревне к нам снова проявили искренний интерес. А пока мы ждали маршрутку, одна семья пригласила нас в гости на чай. “Чай” заменил нам полноценный обед: в небогатой обстановке дома нам накрыли целый стол: с нарезанными овощами, несколькими видами сыров, вареньев и пекмези. Чай постоянно подливали и в конце концов нам с Олей подарили этнические платки, которые местные женщины повязывают на голову и на пояс. Это была самая душевная встреча, с которой я столкнулась в путешествиях! Прекрасное завершение похода.

Пройденная дистанция: 12,4 км. Суммарный набор высоты: 180 м. Суммарный спуск: 1150 м.

Послесловие

Вечером этого дня мы уже были в Трабзоне. В городе и его окрестностях провели ещё двое чудесных суток, после чего вернулись домой — но это уже другая история ;)

У меня появилась возможность сравнить два спортивных похода 2КС в разных регионах: Фанские горы Таджикистана и Понтийские горы Турции с одним и тем же организатором. Хочу отметить, что в каждом из них были свои прелести. В Фанских горах, на мой взгляд, поход прошёл интереснее: пейзажи там более разнообразные, погода и разбежка температур тоже, где-то приходилось применять кошки и ледорубы с верёвками. Перевалы, соответственно, сложнее и субъективно страшнее. В Турции же большую часть пути представляли собой осыпные перевалы и травянистые склоны. Однако, маршрут здесь всё равно приносил удовольствие и некоторое расслабление. И там, и там ко второй половине дня зачастую ухудшалась погода, поэтому мы старались выходить рано и проходить самый сложный участок до полудня.

Но я в очередной раз пришла к выводу, что меня больше интересует длительный треккинг, чем спортивные походы. Поэтому к повышению категорийной сложности не стремлюсь.

Этот поход оставил приятнейшее впечатление не только созерцанием гор, но ещё и людьми. И местной едой :) Здесь я столкнулась с таким тёплым приёмом, которого не видела даже в Грузии. А еда настолько вкусная, что по приезду стала иногда готовить менемен на завтрак и планирую освоить мухламу :)

Турция — многогранная страна, в которой ещё много чего можно узнать и посмотреть. Поэтому это первая, но совершенно точно не последняя поездка.

Напоследок хочу написать слова благодарности всей группе и Сяржуку в частности: за организацию и подготовку маршрута, за быстрое реагирование в сложных ситуациях, особенно когда понадобилось срочно менять планы. Группа сложилась сильная и приятная в общении. Отдельное спасибо Диме и Николаю за предоставленные фото и видеоматериалы.