Заказник “Выгонощанское”. Зимний ПВД 30–31.01.2021

Виктория Костина
11 min readFeb 8, 2021

Маршрут. Километраж 45 км.

Видео. В отчёте использованы мои и Машины фото.

Как и ожидалось, сон в ночной электричке был не очень хорош. Хоть мы и тщательнее подошли к выбору вагона по сравнению с прошлым разом, но свои казусы были и сейчас. В Барановичах на часовой остановке по вагонам постоянно ходила доблестная милиция и заботливо предупреждала, что наши ботинки и вещи могут уйти без нас, пока мы спим. Отопление в поезде время от времени выключалось, а объявления по громкой связи звучали достаточно часто и громко, чтобы пробиваться даже сквозь наушники.

Вышли на пустынной станции Борки в районе 5 утра. Подготовили налобные фонарики, но как оказалось, в них не было нужды — полная луна освещала нам путь. Возможно, днём это был бы один из самых неинтересных участков пути: по полям да вдоль каналов. Но топать по снежной равнине под лунным светом было очень необычно и атмосферно.

Трудности начались, где не ждали. У каналов накатанная дорога закончилась и нам пришлось тропить по заячьим следам. А вдоль реки Гривда, помимо снега, появились бугры и сугробы. Однако и количество звериных следов увеличилось.

Дорога вела нас вперёд, сквозь туман. Это было неожиданно — туман зимой, ночью… И добавляло ещё больше атмосферности нашей прогулке.

Иногда невдалеке из тумана появлялись фары — редкие машины на трассе Р2 пролетали мимо нас как призраки. А после них всё вокруг снова стихало.

За пару часов мы преодолели путь до М1, где движение было намного оживлённее. Перебежали через неё, отыскали шлагбаум среди стволов и снегов и оказались в таинственном ночном лесу. Луна здесь скрывалась за деревьями, а небо постепенно затягивало облаками. Хоть дорога и была хорошо различима, но без света идти стало сложнее.

Ещё в электричке обсуждали, что на этих выходных в Выгонощанском может быть много охотников, поэтому следует быть осторожными. Но выйдя на совершенно неезженные зимой дороги, засомневались, что кого-то тут встретим.

В какой-то момент нам повезло: из-за поворота в нашу дорогу втекли две примятые колеи, по которым шлось легче и веселее. Но счастье продлилось километра полтора. Мы дошли до развилки, где колеи ушли в сторону также беззаботно, как и пришли.

Постепенно светало. И чем светлее становилось, тем больше хотелось спать. Увязающие в снегу ноги ленились идти, и я с нетерпением ждала колодца, где был запланирован обед.

Колодец находился на 17-м километре и мы к нему подошли к часам 10-ти утра.

С надеждой смотрели на развилки и перекрёстки на карте, но в реальности все дороги у колодца были по-прежнему засыпаны снегом.

Считая сотни метров пути до стоянки, я не была уверена, как пройду последние 10 км по такому снегу. Да ещё четыре из них по болоту, где будет, как анонсировал Максим, “непонятно что”.

Однако после обеда горячим супчиком и пока ещё тёплым чаем из термоса шлось очень радостно и легко. Не скажу, что километры пролетели незаметно, но мы болтали, в то время как ноги, в которых прибавилось сил, несли нас вперёд, будто и не было всей этой усталости и сонливости ещё час назад.

Даже не поленились сходить к охотничей вышке, которая находилась в стороне от нашего трека.

У развилки и по пути к ней было много следов кабанчиков, но мы, конечно, никого не увидели.

Первые пять часов шли без длительных остановок — только пару минутных передышек. После обеда решили исправить эту оплошность, чтобы не сильно устать перед прохождением болота.

Основная дорога ушла в сторону, но мы всё ещё шли по гряде с ярко выраженным, хоть и не всегда удобным, направлением пути.

Вопросы вызывали каналы, но их прохождение не было проблемой в зимний сезон.

И когда до финиша оставалось 4 км, Максим дал команду спускаться с гряды вниз: наши с дорогой пути расходятся. Забрели в кусты, из-за чего решили возвращаться на гряду и немного их обойти. В последствии оказалось, что это не самое лучшее решение. Избегая одних кустов, сквозь которые мы могли бы быстро пробраться к сухой гряде, попали в более густые заросли. Была мысль попытаться и их обойти, чтобы раньше выйти на трек, но Максим смело ринулся вглубь.

Было около 2-х часов дня и я уж решила, что нам не удастся выбраться из кустов до ночи. Ища хоть какой-то проход, мы долго кружили практически на одном месте, пока наконец не приняли решение идти на ориентир в направлении трека — берёзу с омелой. Потом на следующую берёзу с омелой. А потом ещё на одну :) Честно говоря, я уже не понимала, на какую берёзу мы сейчас идём, и просто следовала за ребятами. Труднее всего было Максиму: с большим рюкзаком он стойко продирался вперёд, расчищая нам с Машей путь.

Кстати, нам очень помогали лосиные следы, коих там было множество. Лось хоть и передвигался немного бессмысленно, но мы понимали: где пробрался он, там и мы пройдём.

Итого на 800 метров пути наша небольшая компания потратила примерно 1,5 часа — печальная математика. За это время я прошла стадии отрицания, злости, торга и, миновав депрессию, принятие. Когда смирилась с ситуацией, стало проще и настроение как-то сразу улучшилось :) А тут и сухой островок показался.

Кстати, урочище, по которому мы бродили, имеет название “Сухой лес”. Его автору явно не чужд сарказм, так как помимо кустов, там и воды хватало.

На островке сделали передышку и обсудили дальнейший маршрут, сверяясь со спутниковыми снимками. В принципе, если бы мы сразу пошли по треку, то наш путь был бы гораздо комфортнее. Но как же без трудностей :)

Дальше всё было проще. Густых кустов мы старательно избегали, а основная часть пути проходила по сухим грядам. Главной целью было дойти до 9-го канала, но неожиданно мы вышли на дорогу. Такую же неезженую и покрытую склонёнными под снегом деревцами — но всё-таки дорогу. И это была победа!

Бодро, хоть и не без чувства усталости в ногах, дошли до 9-го канала, с радостью обнаружив, что через него перекинут мост. Осталось только найти место для стоянки — и оно не заставило себя долго ждать. Пройдя ещё метров 300, заприметили чудесную полянку, возвышающуюся среди деревьев. Там и остановились.

Осознание, что мы финишировали засветло, доставило мне несказанную радость. Очень хотелось походной романтики — посидеть у большого костра. Поэтому как только расставили палатки и разложили вещи, Маша с Максимом занялись розжигом, а я приступила к готовке ужина.

Но вот ужин был готов, а костёр так и не разжёгся. К тому же пошёл сильный снег. Ребята, немного уставшие и подмёрзшие, бросили это дело. Мы быстро поужинали, а Максим впридачу угостил нас коньяком, который пришёлся как раз кстати. Подмерзали ноги, поэтому никому не хотелось ждать чая. Отложили это дело на потом — когда немного отогреемся в спальниках. Но не успев принять горизонтальное положение и прикрыть глаза, я моментально погрузилась в царство Морфея.

Проснулась после 10-ти часов вечера от того, что ноги никак не могли согреться. Утеплилась, почитала — прошло пару часов, но лучше не стало. Несмотря на два коврика, тянуло холодом от земли. В общем-то я часто мёрзну по ночам, но в этот раз была хорошо утеплена, что меня и удивило. Пожалуй, стоит приобрести спальник на -30 :)

Утром, как и ожидалось, обувь задубела. У ребят ещё и штаны, а я свои предусмотрительно кинула под спальник.

Стартовали в 9 утра — к этому времени уже рассвело. Вокруг было много лосиных следов, но их хозяин за время ночёвки замечен не был. Мы ещё долго шли по его стопам, так как он прогулялся по той же дороге. Вообще в лесу очень много следов, и я их постоянно рассматривала как ребёнок.

Дорога вела вверх-вниз по прелестным горочкам среди соснового бора. А слева виднелось болото и не полюбившиеся нам кусты. Впереди зарождался волшебный рассвет.

Путь проходил незаметно, хоть всё равно постоянно приходилось тропить. Мы часто останавливались полюбоваться и сфотографировать увиденное — вокруг было очень красиво, а времени у нас хватало.

По маршруту нам встретилась беседка с польской довоенной картой, где была отмечена та дорога, которой мы вчера так обрадовались.

Оттуда же открылся потрясающий рассветный пейзаж, который мы тут же принялись снимать на всё, что можно :)

Следующим неожиданным пунктом оказалась царица-сосна — 270-летнее дерево огромной высоты.

Когда дорога спустилась в низину, преодолели ещё одно ответвление 9-го канала.

Сложно описать словами те сказочные пейзажи, которыми мы наслаждались по пути.

Солнце взбиралось всё выше, меняя краски и освещение.

Мы подошли к стоянке, где оказалось захоронение расстрелянных во время войны жителей деревни Вулька Абровская.

Надеялись, что дойдя до дороги, которая ведёт к озеру Бобровичское, попадём на разъезженную колею. Но не тут-то было! Нам и дальше пришлось топать по снегу.

Зато солнечные пейзажи вызывали восторг!

По пути стали попадаться таблички с интересной информацией.

Но время поджимало. Оказалось, что из-за снега и веток наш темп движения не очень высок и мы всё-таки рискуем не успеть на маршрутку.

Поэтому на последних 6–7 километрах ускорились. Я только по-прежнему баловалась фотографированием следов и запечатлением нашего пути.

Как вдруг, уже практически потеряв надежду, за 3 км до финиша увидели ровные колеи. Прямо там и остановились на перекус.

В это время Максим отключил режим полёта на телефоне и с удивлением узнал, что наши места на маршрутку, которые он подтвердил ещё в пятницу и даже внес предоплату за одно место, распродали, так как пытались дозвониться до него со вчерашнего вечера, не предупредив об этом заранее. Предложили записать на следующую, идущую на полтора часа позже.

В это время по случайному стечению обстоятельств Паша собирался возвращаться домой из Кобрина и любезно согласился заехать за нами и доставить прямо домой, за что ему огромная благодарность. Погода как раз начала портиться: небо затянуло облаками, поднялся ветер и мы стали подмерзать.

Ребята сразу рванули по гладким колеям вперёд, а мне что-то быстро не шлось. Хотелось насладиться этими моментами и меняющимися лесными пейзажами, из которых в скором времени предстояло уехать.

В Козиках ветер оказался ещё морознее. Обрадовавшись магазину у дороги, подошли к нему, но по воскресеньям у них выходной.

Остановка, на которой мы провели оставшиеся 20 минут, была закрыта стенами с трёх сторон и прекрасно защищала от ветра. Моё внимание привлекла мозайка из разбитой утвари, украшающая эти стены.

200 км до дома пролетели незаметно и ситуацию с маршруткой можно было бы даже назвать подарком судьбы, так как больший комфорт и представить себе сложно.

Спасибо большое всем участникам biketourist.club, упомянутым в этом отчёте: Максиму — за организацию, Маше — за интересную компанию и силу духа в сложных ситуациях, Паше — за то, что оказался в нужном месте в нужное время, и приятную дорогу домой.