Велопоход по Беловежской пуще

Виктория Костина
17 min readOct 20, 2020

Маршрут. Фото.

Общий пробег: 233 км. Набор высоты: 707 м.

Ещё до начала пути мы отбились от группы :) Ребята выехали в пятницу утром, а мы из-за работы могли стартовать только в субботу. Поэтому заранее на основе трека организатора был простроен свой маршрут: с посещением достопримечательностей, музеев и кафе.

В качестве транспорта выбрали ночную электричку, которая без пересадок довезла нас прямо до станции Оранчицы. Правда, путь из Минска занял больше 5-ти часов, а спалось плохо по разным причинам.

26.09 День 1

Наконец, мы высаживаемся на нашей станции. Уже светает, поэтому быстро собираемся и выдвигаемся в сторону Пружан. Ну или не совсем — нужно было сделать петлю, чтобы заехать в Каштановку, где находится реставрируемая усадьба Дзеконских. Наш путь пролегает по асфальту и грейдеру, иногда — грунтовым полевым дорогам. Когда солнце показалось над горизонтом, мы уже были на месте.

Усадьба Дзеконских в Каштановке, середина 19 века

Не скажу, что усадьба меня восхитила. Больше всего понравились квадратные в плане колонны портика. Интересно будет взглянуть, какой она станет после реконструкции. А сейчас, не задерживаясь тут надолго, направляемся в Пружаны.

В город въезжаем как раз вовремя, чтобы словить такой красивый кадр.

Собор Александра Невского в Пружанах, 2-я половина 19 века

По центральной улице следуем к усадьбе, замечая по пути городские символы.

И наконец сама усадьба Швыковских с парком.

Усадебный дом Швыковских в Пружанах, середина 19 века

В целом, парк ничего особенного не представляет. А в усадьбу хотелось бы попасть, когда она будет открыта — чтобы заглянуть внутрь. Уверена, там можно найти что-нибудь интересное. Но кое-что и в парке привлекает внимание :)

Из города выезжаем более скромными путями, но оттого и более приятными. Катясь по Р81, решаем взглянуть на церковь в Засимовичах. Храм оказался довольно симпатичным, хоть это и не самый гармоничный пример реконструкции.

Церковь св. Николая в Засимовичах, 1811 г.

Не спешим вернуться на “Р”-ку, а движемся дальше прямо: по грунтовке сквозь лес и деревню Староволя, пока это дорога не приводит нас обратно к трассе.

Следующий пункт —Шерешево. По асфальту доезжаем быстро. Осматриваем местные достопримечательности, заглядываем на католичскую службу и в магазин, рассматриваем карту на окраине города…

Троицкий костёл, 1830–40-е гг. (слева), и колокольня, 1799 г. (справа)

… и устремляемся в лес.

Ещё не пуща, но единый с ней массив леса, с небольшими вкраплениями деревень и разных интересностей. Первой такой интересностью на нашем лесном пути является заброшенная ракетная база.

Мы останавливаемся возле одного из бункеров, заглядываем внутрь, а на выходе слышим, как кто-то к нам приближается на моторном транспорте. Почему-то совсем не ожидала увидеть тут Пашу. Тем не менее, это был он :) Мы пообщались, узнали новости и планы ребят, рассказали о своих и разъехались каждый в своём направлении, чтобы встретиться гораздо позже вечером.

Места здесь очень красивые. Мне хотелось поехать в Беловежскую пущу именно осенью, чтобы увидеть, как деревья надевают свои осенние наряды и золотится листва.

Дороги временами становятся вязкими, песчаными. А в какой-то момент ехать оказывается практически невозможно — и мы спешиваемся. Как и ожидалось, это был самый медленный участок пути. В конце концов, и он заканчивается. Подъезжаем к деревне Ясень, где находится пропускной пункт Беловежской пущи.

Максим созвонился с Сашей, чтобы уточнить, где и как оплачивать и не было ли проблем. Как раз вовремя, чтобы узнать: раз у нас забронирован домик, въезд в пущу бесплатно.

Женщина на КПП с улыбкой нас выслушивает, немного мешкается, но пропускает. Оказалось, у такой реакции была своя предыстория, так как ребятам за день до этого пришлось убедить её пропустить их именно через этот вход. Но и этот этап пройден и мы выкатываемся на идеально ровный асфальт посреди векового леса.

Нужно отметить, что день выдался потрясающий: очень тёплый, солнечный — почти летний. Поэтому катить по таким дорогам на высокой скорости среди леса — сплошное удовольствие.

На пути попадается множество грибов, но особенно радует гигантский зонтик. И как же тяжело удержаться, чтобы не забрать его с собой!

На перекрёстке с поворотом на Хвойник встречаем работника парка. Он уточняет, не свернули ли мы с маршрута. После наших объяснений, кто мы и куда направляемся, он просит держаться правой стороны, так как здесь проходят официальные велосипедные и автобусные маршруты, а направление движения у них встречное.

Заглядывая на интересные маршрутные точки, потихоньку продвигаемся к главному входу в пущу и к основным её музеям.

Царская поляна

Мне очень хотелось заглянуть в археологический музей. Там у касс нас встретила такая прелесть

Внутри комплекса пока открыто только три локации, но на схеме отражены грандиозные планы по его масштабированию, поэтому осталось желание заехать туда ещё раз через несколько лет.

Сам комплекс понравился, хоть в идеале и стоило бы взять гида-аниматора, чтобы он рассказал подробнее об увиденном нами.

Следующим по плану должен был стать музей природы, но мы решаем разбавить полезное приятным. К тому же время обеда давно настало.

В музее природы, оказывается, билетов не продают. Надо возвращаться к главному входу либо за наличные приобрести у входа в вольеры.

Этот музей я уже посещала несколько лет назад. Сделан очень интересно, хотя с тех пор кое-что изменилось. И мне показалось, что не всё в лучшую сторону. Но всё равно он оставляет после себя яркие впечатления.

После музея природы наш путь пролегает мимо вольеров, где мне снова становится безумно жаль волков. По крайней мере того единственного, которого мы увидели — испуганного, с поджатым хвостом. Зато удаётся немного погладить зубра и тарпановидную лошадь. Они выпрашивают еду у людей, а те с радостью с ними делятся. Только не всегда тем, чем можно делиться. У медведей, например, лежало много апельсинов. Интересно, где люди видели бурых медведей, которые едят цитрусовые?

По официальному маршруту пущи есть небольшое ответвление к вышке наблюдения за животными. Эти 200 метров пути очень живописны и куда интереснее нескольких километров асфальтового маршрута. Но это, конечно, субъективно.

От официальной части пущи мы движемся в сторону деревни Хвойник, к ребятам и к домику. Со всей группой встречаемся на перекрёстке Р81 и дороги с Вискулей. Ребята ездили в Музей народного быта, но остались не в восторге от посещения. Мы с Максимом планировали его посетить во второй день со всей группой, но по итогам обсуждения решили им пожертвовать. К тому же при этой встрече узнаем, что ребята завтра поедут в направлении Оранчиц максимально по прямой, так как день обещает быть дождливым, а большинством участников достопримечательности на завтрашнем треке посещены ранее.

От перекрёстка наша группа разделяется. Маша, держась за мотоцикл Паши, укатывает “домой”, а мы с Максимом, Сашей и Аней заезжаем посмотреть на падающие кресты — место расстрела 130 жителей из окрестных деревень.

Чтобы разнообразить путь, после вертолётной площадки сворачиваем на лесные дороги. Под конец долгого дня с практически бессоной ночью участок дороги — кочковатый и буреломистый — очень изматывает. И уже почти не хватает сил наслаждаться его видами.

К счастью, она приводит к укатанным колеям, по которым, несмотря на жалящую с обочин крапиву, мы бодро катим до асфальта. Возле мест со странными ямами и курганами, теряем из вида Сашу с Аней, но они нас обгоняют уже на асфальте и вслед за ними мы в скором времени подъезжаем к лесничеству, где у нас забронированы места.

На этом можно было бы и окончить сегодняшний день, но нам очень хотелось поискать зубров (или хотя бы оленей) в дикой природе. Поэтому делаем крюк ещё на 15–20 км и едем на север — к Никорским полям, куда выходят стада этих животных.

Мы быстро проскакиваем 4 км до окраины поля, но потом едем медленнее, внимательно всматриваясь в опушку леса по обе стороны. Ощущение безнадёжности, так как нет и намёка на то, что можем кого-то увидеть. Особенно стадо. Тем не менее, нас не покидает надежда: “А вдруг!” На дороге много следов копыт разных размеров, мелких лап других животных и птиц. Но на полях по-прежнему никого не видно.

Я немного расстроена, что мы никого не увидели, но в целом не разочарована дополнительной вылазкой. Возвращаемся по асфальту через лес к нашему домику, болтаем о том о сём. Вдруг перед нами перебегают дорогу три молодых безрогих оленя. Какое-то мгновение я лишь завороженно наблюдаю за ними. И даже не возникает мысли навести фотоаппарат.

После этой неожиданной встречи решаем, что точно не зря съездили. Только вот, говорю, зубра ещё не хватает. Мы пошутили на этот счёт, мол, сейчас выйдет из леса. Как через несколько минут вижу на дороге силуэт, и мы моментально останавливаемся. Силуэт не двигается. Я ещё сомневаюсь, но Максим подтверждает: зубр. Мне удаётся запечатлеть его, пока он находится в раздумьях. Через несколько мгновений зубр разворачивается и устремляется в лес.

Теперь-то точно задача выполнена. Воодушевлены мы оба, и всё равно с ещё большим вниманием смотрим по сторонам: вдруг ещё кого-то увидим. Где-то в лесу раздаётся треск веток. Позже Саша рассказывал, что прошлой ночью слышал, как ревели лоси — у них сейчас гон.

Радостные, уже в сумерках, возвращаемся к ребятам. Как раз готовы шашлыки от Паши, накрыт стол в беседке. Приятный теплый вечер проходит за разговорами и обменом впечатлениями.

27.09 День 2

Звонит будильник, но вставать совсем не хочется. Я лежу на втором ярусе кровати и сон мой в эту ночь был прекрасным после насыщенного впечатлениями предыдущего дня. Девочки тоже не спешат вставать. Движение в нашей женской комнате начинается только после второго звонка. А ребята как будто всё ещё спят.

Начинает накрапывать мелкий дождь, а в домике тепло и сухо, Паша готовит на всех яичницу. Но мы не меняем планов: завтракаем, собираемся и прощаемся с ребятами.

Недалеко успеваем отъехать, как дождь усиливается. Приходится останавливаться под деревьями, чтобы накинуть взятые с собой дождевики.

Заглядываем в ещё закрытый музей народной архитектуры и быта, чтобы убедиться, что в Строчицах под Минском лучше. Заезжаем на экотропу Бобровая заводь, расположенную вокруг ровного прямоугольного заболоченного водоёма.

Экотропа представляет собой укатанную двухколейную грунтовую дорогу. По пути встречается несколько вероятно платных стоянок и даже один домик. В целом, место симпатичное, оборудованное табличками. Но на половине периметра, как раз после последней стоянки, дорога незаметно исчезает . Остаются только следы среди мокрой травы. Велосипед прыгает на кочках, колёса скользят на ветках. После одной такой я не удержала равновесие, наткнулась на кочку и с громким вскриком (дабы привлечь внимание Максима, укатившего вперёд) завалилась на бок.

Но в конце концов, кольцо экотропы замкнулось и мы покинули бобровую заводь. Проезжая асфальт, поднимаем в разговоре тему пузырей, образующихся от дождя на лужах. Максим упоминает примету, что если образуются пузыри, дождь будет долгий. Но в конце концов выясняем, что это просто капли падают с большей силой.

Наконец, сворачиваем на красивую лесную дорогу. Долго наш путь идёт прямо, как вдруг по треку забредаем на заболоченные колеи с потрясающими видами, которые ленюсь фотографировать из-за дождя и чтобы не тормозить нас в самом начале пути. Однако, когда мы возвращаемся на сухую дорогу, всё-таки достаю фотоаппарат, чтобы запечатлеть увиденное.

Трек ведёт нас через какой-то огороженный лесной участок, открытый с двух сторон. Там слетаем вниз по песчаной горочке среди берёз и елей, проезжаем мимо множества моих любимых зонтиков и вскоре снова выезжаем на асфальт.

Опять легко и быстро катится. Дождь почти закончился — во время езды даже становится жарко в дождевиках. Но когда мы останавливаемся у Лядского озера, ветер окутывает влажным холодом, поэтому снимать их не торопимся.

Озеро Лядское

Оказывается, мы снова выехали на один из официальных маршрутов нацпарка - Большое путешествие. Держим направление к главному въезду в пущу, где уже были вчера. Но по пути заезжаем посмотреть на царицу-сосну и дуб-патриарх, что расположены неподалёку от усадьбы Деда Мороза.

Сама усадьба нас не интересует, поэтому этот крюк, проложенный к ней по маршруту, мы не доезжаем.

Пейзажи вокруг очень красивые! Осень — потрясающий художник!

Чтобы разнообразить путь, мы сворачиваем с основного маршрута на грунт. И неожиданно выезжаем к экотропе Докудово. На табличках экотропы описываются деревья, откуда узнаем, что дрова из ольхи назывались “царскими”, потому что мало дымят и выделяют не так много углекислого газа. Из-за этих свойств они часто использовались в царских покоях. Нахожу для себя познавательной и информацию на табличках у мест наблюдения за животными, где разъясняется, как и для чего используют такие поля в заповедниках.

Последнее место запланированного посещения в Беловежской пуще —экотропа Озерное кольцо. Около 4-х километров тропы виляеет между тремя водоёмами, которые называются соответственно Плянта-1, Плянта-2 и Плянта-3. Плянта-1 — самый большой: с несколькими стоянками и дубом-великаном.

Плянта-2 значительно меньше, но более живописный, на мой взгляд.

После второго озера тропа делает небольшое ответвление, чтобы показать нам “гигантский можжевельник”. Можжевельник действительно очень старый, ему более 200 лет. Приятно прикасаться к его волосяной коре. Но нас больше впечатляют окружающие его виды.

Вернувшись к кольцу, взбираемся на небольшую горочку, чтобы потом со свистом скатиться вниз и въехать в потрясающий еловый лес.

Это самая яркая точка нашей поездки по озерному кольцу. Я даже предложила сделать в этом месте фотозону с вышкой для фотографа.

На прощание с пущей заезжаем в то же кафе “Лесная сказка”, где обедали вчера. Но на этот раз чтобы попробовать местные блинчики с вареньем. Это посещение оставило не самое приятное впечатление, хотя блинчики с вареньем и травяной чай очень вкусные. Во время нашей трапезы вошла большая группа людей, у которых был заранее оплачен комплексный обед в туре выходного дня. Им предложили сесть за длинный стол рядом с нами, но места на всех не хватало — было тесно и неудобно. Они то и дело оборачивались на нас в ожидании, когда мы уйдём, а официантка слишком быстро принесла счёт и потом также быстро приняла оплату, хоть у меня ещё оставался недопитый чай и недоеденные оладушки. Меня это возмутило, ведь неудобства создались не только для большой компании, но и для нас. Я бы лучше восприняла, если бы нас попросили пересесть (ведь мест хватало), чем такой грубый намёк на скорейший уход :(

Выезжаем из Каменюк и по гладкому (а главное, почти безлюдному!) асфальту едем в Каменец. Съедаем по яблочку с яблони, так соблазнительно росшей у дороги.

В деревне Пашуки перед нами вырастает лазурная деревянная церковь. Если присмотреться, на её фасадах можно заметить интересный декор.

Церковь св. Андрея в Пашуках, 1877 г.

Морось снова превращается в дождь, на открытых пространствах появляется ветер. Когда сворачиваем на Р98, чтобы переехать по мосту речку Лесную, дождь и ветер фактически не дают двигаться вперёд. Но на грунтовке перед въездом в Каменец снова всё затихает.

Каменецкую вежу видно издали. В последний (и первый) раз я её видела ещё в школе: покрытую потускневшей облезлой краской. Тогда она оставила не самое приятное впечатление. Точнее, никакого.

Но сейчас первое, что мы видим, подъезжая к центру, — не вежа, а высокая белая церковь на холме (отчего она кажется ещё выше).

Церковь св. Симеона в Каменце, 1912–1914 гг.

Второе, что бросается в глаза — памятник волынскому князю Владимиру, основателю Каменецкой крепости.

Памятник князю Владимиру Васильковичу

И только потом уже от сквера открывается панорама на площадь с Каменецкой вежей. И по мере продвижения к ней пространство как будто расширяется.

Каменецкая вежа, 1276–88 гг.

Сейчас башня расчищена от краски и выглядит намного привлекательнее, чем мне запомнилось. Территория вокруг аккуратна и благоустроена, радуется глаз.

Рядом с башней есть лавочки и карты. Можно посмотреть маршруты и интересные для посещения точки Каменецкого района. Жаль только ремесленников нет. В такой дождь, видно, не ждали прибыли. А Максим ехал ради их товара, о котором мы узнали после Машиной покатушки :)

Перед выездом сегодня утром Аня посоветовала нам взять в башне экскурсию с гидом, чтобы можно было подняться на её крышу. Такая услуга доступна только с экскурсоводом. Позже я поняла, почему. Но несмотря на наличие гида подъём наверх всё равно оказался под вопросом из-за дождя. Тем не менее мы оплачиваем экскурсию и спускаемся с гидом в цоколь башни, чтобы потом подняться как можно выше.

Женщина-экскурсовод рассказывает интересно, но как-то слишком мягко, будто для детей. Мы узнаём легенду возникновения крепости и башни, её историю и конструктив. По мере подъёма в кратце упоминается об исторических находках в этих местах, более подробно рассказывается про реконструкцию вежы.

Музей Каменецкой вежы

На последнем этаже гид делает упор на национальные исторические символы и рассказывает про герб “Погоня”, но совсем вскользь упоминает о “Колюмнах”. Немножко несправедливо, как по мне, но цель такого внимания к “Погоне” с её стороны ясна и даже похвальна в существующей ситуации :)

В целом, экскурсовод довольно быстро провела экскурсию и довела нас до входа на крышу. Как поняла из её слов, она беспокоилась, что мы не успеем выйти до дождя.

Решётка у лестницы запирается на замок, а сами ступени оказываются непривычно высокими и крутыми.

Виды с крыши действительно красивые. Особенно в сторону полей. Небольшая речка, которая когда-то текла здесь мощным потоком, сейчас живописно извивается среди зелени двумя рукавами.

Там, наверху, Максим уточнил про старые надписи на стенах. На кирпичах много царапин от людей с середины прошлого века, когда башня была впервые реконструирована, но стояла без контроля и со свободным доступом для всех желающих. Однако, сохранились и более древние надписи — 17 века, например.

С учётом всех прогулок и задержек на пути, мы удачно вписываемся в отведённое время, за что решаем себя наградить обедом в местном ресторане, который так и называется “Белая вежа”. По дизайну и планировке ресторан похож на другие государственные рестораны малых городов (сужу по своей малой родине). Выглядит настолько прилично, что даже неловко становится от нашего вида: плотные тканевые скатерти и салфетки, вышколенный официант в белой рубашке. Выбор блюд, правда, небольшой, но всё есть для полноценного обеда: суп, пюре с мясом на выбор, овощной салат и чай. Официант приносит блюда быстро, а вкус домашний, что всегда добавляет уюта. Но самый приятный сюрприз — это цена: за всё с нас просят 11 BYN (около 4$).

Хорошо подкрепившись, держим путь на Жабинку. За счёт лесов, полей и ветра эта часть маршрута оказывается не такой быстрой. А за счёт разговоров, я её плохо запомнила :)

Вскоре на карте появляются водоёмы — это значит, что мы почти приехали. На самом деле это искусственные пруды. Самый большой из них — Кобылянка — очень симпатичен.

А через дорогу от него, на пруде Борок, дружно живут лебединая семья и утки.

Ещё несколько километров пути — и мы в Жабинке. По прибытию у нас остаётся время на перекус и сборы велосипеда для трансфера в электричке бизнес-класса. Погрузка проходит без проблем и за несколько часов мы успешно телепортируемся в Минск :)

P.S. Хочется поблагодарить всех участников за прекрасный вечер в Хвойнике. Отдельная благодарность Паше за завтрак и ужин, Маше за чаи-кисели, Саше — за всю организацию, маршрут и комфортную ночёвку, а Максиму за адаптацию маршрута, учёт всех пожеланий и, конечно, компанию :) Также спасибо Ане и Паше за рекомендации по посещению музеев.