Велопоход на юг: из зимы в весну

Виктория Костина
12 min readMar 14, 2021

Брест — Малоритский район — Жабинка, 6–7 марта 2021 г.

Маршрут. Фото.

Общий пробег: 172 км. Набор высоты: 305 м. :)

Поход по этим местам Максим планировал уже давно. А тут как раз выдались удачные по прогнозу погоды выходные: на юге снег уже растаял, но ночные заморозки ещё не дали превратиться лесовозным дорогам в грязь.

Однако непосредственно перед объявлением похода появились сомнения. Прогноз погоды немного поменялся и количество обещанного солнца значительно сократилось. Но время близилось, а мы уже настроились, поэтому выкупили целое купе и стали ждать попутчиков. Маша присоединилась к нам сразу же и долгое время мы думали, что будем втроём. Однако в день выезда Саша всё-таки решил составить нам компанию, правда, с трансфером на других поездах.

День 1

На вокзале нас ожидал сюрприз. Один из участников велосообщества подъехал к нам поздороваться и проводить в дальнейший путь. Но сам вокзал оказался не очень дружелюбным. Чтобы попасть в нужную часть города, пришлось нести груженые велосипеды вверх по лестнице надземного перехода, слушая из громкоговорителя бодрые поздравления с наступающим 8 марта. Похоже на сарказм :)

Проехались по Брестской пешеходке, где и попрощались с Сергеем. Наш дальнейший путь пролегал по мосту через Мухавец, чтобы прокатиться по экотропе вдоль реки.

С утра ещё чувствовался морозик, но небо прояснялось и нас грели мысли о солнце.

По практически безлюдным дорогам проехали “зелёную” часть города и пересекли Варшавское шоссе.

Въехав в микрорайон Волынка, свернули к одному из фортов Брестской крепости — под номером V.

Здесь находится филиал музея Бресткой крепости. Завести велосипеды на территорию форта нам не позволили, но пообещали, что будут следить за ними снаружи.

Заплатив по 6 BYN(около 2,3 $), пересекли канал по мосту и двинулись к ближайшему зданию, оказавшемуся казармой. Потянули на себя тяжёлую металлическую дверь и неожиданно оказались в освещённом тёплом помещении — тут находится экспозиция.

Нам сказали, что мы зашли с выхода, но, мол, ничего страшного :)

Нашли макет Ляховичского замка — дыхание моей малой родины.

Экспозиция небольшая, достаточно интересная.

Пройдя по казармам, вышли из тёплого помещения в настывшие от морозов проходы к капонирам.

Прогулялись по проходам, заглянули в бывший пороховой склад и вышли в одном из промежуточных траверсов.

Прошлись сверху, посмотрели всё это добро снаружи и направились на выход — делать тут больше было нечего.

Не считая фотозоны :)

Далее маршрут повёл нас за шлагбаум — вокруг форта, вдоль границы с Польшей. Там мы не смогли спокойно проехать мимо БТР.

А я ещё пыталась словить птичек в объектив. Иногда это удавалось.

На выезде из Бреста красовалась прислонённая к столбу табличка с картой Прибужского Полесья.

Солнце уже начало пригревать. По дорогам ехалось быстро и легко, несмотря на боковой ветер.

Ближе к 30-му километру въехали в лес, где сразу же наткнулись на песчаные дюны, поросшие сосняком и можжевельником.

Пески напоминали о себе и на лесных дорогах.

Постепенно лес стал меняться: чередовались лиственные и хвойные участки. Попадались и заболоченные.

Местами ещё лежал подледеневший снег.

Зато полевые дороги все плотные, подмёрзшие.

Природа пробуждалась от зимы: чирикали птицы, стучал дятел, где-то вдалеке жалостливо кричали журавли.

Не проехав и полпути, остановились на обед у Страдеческого озера. Место было отличное: очень живописное, с самопальной стоянкой, прогреваемой солнцем.

У находящегося рядом Меднянского озера даже не останавливались. А у следующего по маршруту — крупного озера Рогознянского — остановились совсем ненадолго.

Зато по пути пришлось задержаться у прелестной лужицы.

Ну и ещё в магазине в Медно — насладиться мороженым :)

Один из самых интересных участков пути —тропа за Рогознянским озером. Сначала это была просто болотная тропинка, ответвление которой вело к старому засохшему дубу.

А возле него и место для стоянки нашлось.

Дальше болотная тропа влилась в экотропу с названием Межозёрная. Чтобы посмотреть в этих местах чуть больше, мы сделали крюк. И удачно — заметили с Максимом сову. Она, испугавшись нас, перелетела с ближайших деревьев вглубь леса.

Нагло проехав сквозь территорию санатория, снова выбрались на асфальт.

Столько всего интересного произошло за первые 50 км нашего пути. Однако, дальше мы просто размеренно ехали по лесам, изредка выезжая на грунтовку, чтобы потом занырнуть обратно в лес.

Были и пешеходные участки. Но как правило, небольшие :)

Темп у нас был суперматрасный, поэтому я не сразу поняла, что начинаю уставать. Казалось, что едется легко. Но чем дальше мы продвигались, тем больше времени уходило, а километры так медленно увеличивались на экране навигатора, что хотелось двигаться быстрее. Только быстрее не получалось: колёса как будто вязли в лесном насте.

Поэтому выезд на поле был как глоток свежего воздуха.

А выезд на асфальт перед деревней Бродятин придал нам серьёзное ускорение.

После деревень оставалось всего ничего: 4 км до первого дуба и ещё 6 — до второго, где и была запланирована стоянка.

За деревней Орлянка местный тракторист спросил по-украински, куда мы едем. Услышав, что едем мы в лес, который, в общем-то и был уже прямо перед нами, он предупредил, что там дороги плохие и лучше взять вправо. Дорога в том месте действительно оказалась не очень. А перед самым дубом и вовсе закончилась как таковая.

Но эта “недорога” вывела нас к шикарной стоянке и высоченному дубу.

Было ленивое желание там и остаться. Но Максим не дал слабины и повёл нас дальше. К счастью, оставшиеся колеи были с большего тверды и накатисты. Только в одном месте речулка с красивейшим цветом воды решила протечь прямо по дороге.

Перед нами встал вопрос, как её пересекать. Разуваться не очень хотелось. В одном месте речка была достаточно узкой, чтобы перепрыгнуть через неё, но недостаточно удобной, чтобы делать это с велосипедами. Подумав, решили работать в команде: Максим перебрался на другой берег и стал принимать велосипеды и сумки, а мы по очереди перескочили к нему.

Солнце было уже у горизонта. Хотелось финишировать засветло и мы считали километры до стоянки. Вот железнодорожная станция, а от неё всего ничего осталось — какой-то километр по тропе Дубовой (к слову, дубов по маршруту первого дня очень много). Тропа пересекала пару ручьёв, но, к счастью, везде лежали досочки.

И вот по обилию табличек мы опознали стоянку и второй дуб.

К моей радости, удалось даже запечатлеть закат на финише.

Ещё засветло расставили палатки. Я сразу же полезла утепляться, так как несмотря на матрасный темп, моё тонкое термобельё было мокрое, а к вечеру стал снова ощущаться мороз.

Следующая задача — развести костёр. Ветра не было и огонь сразу не хотел браться, но парни не дали ему выбора, так что ужинали мы, согреваясь тёплыми языками пламени.

Вечер прошёл за уютными разговорами, треском костра и созерцанием звёздного неба.

День 2

Выспались. Помня о ночи в Выгонощанском, я хорошенько подготовилась: шерстяные носочки и войлочные стельки для ног, два плотных коврика — для спины. И таки спать было комфортно, не пришлось просыпаться всю ночь от холода.

Выезжали мы в районе 9-ти утра, а перед отъездом сделали совместное фото у самого старого дуба Беларуси (около 850 лет).

Поначалу дороги постоянно прерывались огромными замёрзшими лужами.

Но длилось это безобразие недолго и мы снова ехали по сухим подмёрзшим лесам.

Ну кроме того места, где разлился канал от реки Рыта.

15 км лесных дорог, как и вчера, тянулись довольно медленно. Максим запланировал часть пути вдоль реки. Для этого нужно было перебраться на противоположный берег — и дороги на OSM вполне себе позволяли такое сделать. Только вот подъехав к точке назначения, ничего похожего на мост или хотя бы возможность для брода мы не увидели.

Зато на выезде из леса всё было.

И тут мы выехали на поля.

Зная прогноз погоды и силу ветра, ожидающую нас в этот день, я с беспокойством ждала выход на открытое пространство. Но моей радости не было предела, когда оказалось, что мощные порывы ветра здесь дуют нам в спину и иногда — по диагонали. Так что этот участок мы пролетели достаточно быстро: так здорово мне давно не ехалось!

И только километр перед дюной пришлось побороться.

Мокранская дюна является геологическим памятником природы и представляет собой длинную узкую песчаную гряду с растительностью на ней. Место мне показалось приятным и интересным. Но времени на его исследование у нас было немного, поэтому прогулялись совсем чуть-чуть и поехали бороться с ветром дальше.

Деревни и деревья иногда спасали, так что до озера Луковское тоже добрались довольно быстро. Чтобы не мучаться ехать против ветра, объезжая озеро по треку, решили проехаться вдоль левого берега и срезать путь через деревню Луково.

По закрытой лесами гравейке выехали на трассу М12, где вынуждены были попрощаться с Сашей, так как его поезд был на два часа раньше и он решил ехать по дорогам, а мы продолжили путь по лесам. Перед разделением и пообедали, укрытые от ветра павильоном остановки.

Увидели по пути советский обелиск, посвящённый памяти погибшим жителям сожжённой деревни Зелёная Буда.

Из-за сочетания ветра, вырубок в лесах и безлюдности в деревнях атмосфера казалась апокалиптической.

Торопиться нам было некуда, поэтому мы ехали не спеша и время от времени останавливались передохнуть.

Впечатлились разливом заканаленной реки Осиповки. Вероятно, птицы тоже под впечатлением.

Оставалось 6 км до финиша, а город всё никак не начинался.

Но только мы об этом подумали, как увидели табличку “Жабинка”. До поезда нам оставалось чуть меньше 3-х часов, поэтому после пересечения Мухавца по высокому мосту мы стали высматривать где поужинать. А вместо этого увидели снегирей.

Но уже на подъезде к вокзалу нам бросилась в глаза пиццерия Pizza Italiana, куда мы и направились.

Место рекомендую: вкусная пицца, уютный интерьер и дружелюбный персонал. Мы попали на акцию, когда к пицце давался литр напитка в подарок, что оказалось весьма кстати. Приятное завершение хорошего похода.

Спасибо всем ребятам за компанию, за уютный вечер у костра! И Максиму за интересный и красивый маршрут!

В отчёте использованы фото участников похода.